Роль воспитателя в развитии самостоятельной
музыкальной деятельности детей
Самостоятельная
музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности,
как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя
– побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в
повседневной жизни детского сада.
Для
развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе должны быть
оборудованы «музыкальные центры», куда помещаются детские музыкальные
инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы, которые впоследствии могут
быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка
танцует и др.). Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной
деятельности, педагог один раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном
центре», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной
ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей
является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным
самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях.
При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием
радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей
будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать
свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать
формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав
таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными
интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а
также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной
деятельности дошкольников.
Рассмотрим
различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. . Дети очень любят играть на музыкальных
инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на
занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество.
Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять
более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль
воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться,
следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.
Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей
является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия,
необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер:
объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец,
отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых
играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Песня
способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В
этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать
у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать), может подсказать
завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему
организовать коллективную игру.
3. Музыкально-дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной
деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных
свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два
барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для
обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков,
полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений.
Например, на утренней гимнастике и во
время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие
произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник»
Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка»
А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой –
«Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б.
Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла
«Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И.
Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На
прогулке можете поиграть с детьми в
игры, разученные на музыкальных занятиях, пальчиковые речевые игры.
Также
можно наполнить музыкой время утреннего
приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в
утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время.
Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать
произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т.
Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст
атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером
же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению
двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце.
Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для
детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и
т.д.)
Таким
образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности
детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить
активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные
педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка,
развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть
тактичным, стать как бы соучастником детских игр.
Планируя
приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести
нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты,
пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за
кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду
деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.
В
более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод
объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает
эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод,
а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод
показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению
какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы
дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без
его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то
он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по
собственному желанию петь, танцевать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий