КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально–дидактических игр»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально–дидактических игр»

Актуальность опыта. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально–дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Применение музыкально–дидактических игр и упражнений заключается в музыкально–сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Источник изменений. В своей работе музыкальные руководители мало времени уделяют дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально– сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально– дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально–сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально– сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально– дидактических игр в работе с детьми.

Теоретическая база опыта. Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

В настоящее время формированию музыкально– сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С.Теплов Б.М., возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

Идея изменений. Учет принципа интеграции образовательных областей(познание, физическая культура, коммуникация, социализация); взаимосвязь применения здоровьесберегающих технологий, коррекционных, ТРИЗ игр и упражнений в музыкальном развитии с помощью музыкально– дидактических игр; активное использование дополнительных инновационных средств художественной выразительности (показ слайдов, использование подлинных и нетрадиционных музыкальных инструментов); системность проводимых музыкально–дидактических игр; мониторинг музыкального развития ребенка и выявление одаренности; привлечение родителей к использованию и изготовлению нестандартного оборудования для музыкально– дидактических игр и повышение педагогической компетенции в области музыкального развития детей; положительные эмоции в воспитании здорового ребёнка.

Концепция изменений. Данный опыт показывает, что музыкальная деятельность осуществляется в самых разнообразных формах и редко укладывается в предназначенное для образовательной деятельности время, и целесообразнее именно музыкально– дидактические игры проводить индивидуально, развивая или корректируя способности детей.

Технология опыта. Для того, чтобы музыкально– сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Поэтому знакомство с музыкально– дидактическими играми должно происходить в два этапа:

• подготовительный

• основной.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально–дидактических игр с использованием следующих музыкально– сенсорных задач:

– развитие звуковысотного слуха

– развитие динамического слуха

–формирование тембрового восприятия

– совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально– дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Все музыкально– дидактические игры условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку». Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку». Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?». Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально– дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально– дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Результат изменений. Проводимые музыкально– дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:

* Слуховое внимание детей стало более организованным на 20%;

* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию 26%;

* Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах 35%.

Таким образом, музыкально– дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно– игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

Адресная направленность данного опыты адресована педагогам дошкольных учреждений, активно внедряющих инновационные творческие идеи, разработки. Педагогам, которые находятся в постоянном творческом поиске.

Для реализации вышеизложенного необходимо развивать творческие способности детей, поощрять творческие находки, стремление к самореализации, давать детям возможность проявлять свои идеи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий