Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании дошкольников»
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Среда в широком
понимании слова – «жизненное пространство»,
окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени
раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно
организовать педагогический процесс.
С точки зрения современных принципов музыкально развивающая среда должна
отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия, и в тоже
время, она должна способствовать решению всего многообразия программных задач
образовательной области «Художественно – эстетическое
развитие».
ТРЕБОВАНИЯ К
ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ:
1. Организация и расположение предметов развивающей среды должно
быть рациональным и логичным. Музыкально –
театрализованные зоны находятся рядом с литературным центром.
2. Развивающая среда должна отвечать
возрастным особенностям и потребностям, иметь отличительные признаки. Для детей
третьего года жизни необходимо относительно большое пространство, где они могут
активно двигаться. Для детей четвёртого года жизни необходимо большое
количество атрибутов (короны, шляпы, сумки) так
как они стремятся быть похожими на взрослых. У детей старшей группы наблюдается
потребность в игре со сверстниками, в общении, реализации которой помогут
театрализованные и музыкально-дидактические
игры.
3. Предметно-развивающая
среда должна включать не только стационарное, но и
полифункциональное игровое оборудование (ширмы разных размеров, скамейки, в
коробах - предмет, куски ткани, платки,
платья, туфли, шляпы, элементы разных костюмов). Дети всё это примеряют и
что-то изменяют с позиций своих детских интересов.
В каждой возрастной группе должны быть
созданы условия для самостоятельного активного действия с разнообразными
материалами-атрибутами, детскими музыкальными
инструментами, музыкально-дидактическими
играми.
Дети должны иметь право выбора предметов для реализации
индивидуальных интересов и потребностей.
Расположение предметов развивающей сферы
должно быть комфортным, удобным, уютным и свободно перемещаться.
Оформление предметно-развивающей среды должно
отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активным
действиям в ней.
Во всех возрастных группах необходимо
место для отдыха, где можно послушать музыку, музыкальные сказки, поиграть
в музыкально-дидактические игры.
9. Необходимо соблюдение техники
безопасности во взаимодействии с предметами
развивающей среды в целях охраны жизни и здоровья детей.
10. Развивающая среда должна отвечать
санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель, ширмы должны быть по росту
ребёнка. Шапочки лучше помещать в полиэтиленовые карманчики, которые с помощью
тесьмы можно легко повесить на грудь ребёнку. Детские музыкальные инструменты, такие
как дудочки, свирели, губные гармошки, кларнеты, саксофоны и т. д., необходимо
хранить в закрытых коробках и давать играть только одному ребёнку, после
чего музыкальные инструменты
обрабатываются. Предметы развивающей
среды должны быть прочными, лёгкими и не громоздкими.
Необходимо предусматривать, как ребёнок
будет играть - сидя или стоя.
Музыкальная
предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал
занятий и индивидуальные возможности детей. Она организуется по трём основным блокам:
Восприятие
музыки
Воспроизведение музыки
Музыкально-творческая
деятельность
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию
на целостность определенного вида
детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных мини-центров в
группах младшего дошкольного возраста
имеет сюжетную основу, в старшем - дидактическую.
Первое, что обеспечивает создание
подобной творческой музыкально-насыщенной
среды, это детские музыкальные
инструменты.
Какие детские музыкальные инструменты
могут быть использованы в каждой возрастной группе.
Младшая группа: бубен, барабан,
погремушки, колокольчики, деревянные палочки.
Средняя группа: деревянные палочки,
деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).
Старшая группа: металлофоны, румба,
треугольник, трещотка, бубны.
Подготовительная к школе группа: маракасы,
кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.
Важно, чтобы каждый инструмент вносился
только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нём и приобрели
минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном
инструменте. Для того, чтобы у воспитанников постоянно
поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной
деятельности, нужно время от времени (один, два раза в месяц) обновлять
пособие в музыкальном уголке, вносить
новые музыкально-дидактические игры, самодельные
шумовые инструменты, неозвученные музыкальные
игрушки, «звуковые» книжки и картинки.
Важным элементом развивающей музыкальной средыявляется наличие танцевально-игровой атрибутики:
различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков,
искусственных цветов, листиков и др. Слушая музыку,
импровизируя музыкально -
ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты,
соотнося музыкальный образ и
выразительные свойства предмета.
Для обыгрывания песен, организации
различных музыкально - дидактических игр,необходимо наличие разнообразных детских и театральных игрушек:
кукол, зверушек, персонажей известных мультфильмов и др.
Особое место в обогащении слухового опыта
детей играет детский игровой фольклор: потешки, прибаутки, считалки,
дразнилки, игровые песенные припевы, хороводы.
Таким образом, возможность и
активность музыкально - творческих
действий детей зависит от среды,
в которой происходит развитие и обучение. Насыщенная, разнообразная
материальная среда содержит
в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создаёт условия для
творчества.
В организации музыкальных центров важна
роль взрослого, воспитателя и
музыкального руководителя.
Роль воспитателя в
организации самостоятельной
музыкальной
деятельности детей
Самостоятельная музыкальная деятельность
возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и
стимулироваться им.
Именно воспитатель создаёт
в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое
место, меняет способ их представления
в группе.
Воспитатель, внеся в группу
детали костюмов, элементы декорации, предлагает
детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроизвести отдельные
эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может
ненавязчиво повлиять на их ход, озадачить детей неожиданной информацией, а
иногда, и включиться в игровое действие и т. д.
Ребёнок постоянно стремится к выражению
своих впечатлений и переживаний,используя при этом разные виды
самостоятельной и художественной деятельности:
художественно-речевое, изобразительное и музыкальное
творчество.
Каждый вид
художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной
взаимосвязи с другими видами деятельности.
Художественно-продуктивная деятельность,
театрально-игровая, художественно-речевая, музыкальная могут
выступать во взаимосвязи, представляя собой
единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта
должна представлять собой ряд
законченных (завершённых) действий.
Например, дети в «Уголке ручного труда»изготавливают самодельный театр: настольный,
пальчиковый, бибабо и др. ; в изо - уголке оформляют этот материал, используя
различные изобразительные средства,
обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях,
опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрально-игровая
деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием.
Такая интеграция видов художественной
деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы
данного педагогического коллектива, и показателем высокого уровня развития
детей в целом в художественном и музыкальном
развитии. Творческая атмосфера в детском коллективе в этом случае
подчёркивает хорошую организацию детей, их инициативность, самостоятельность,
способность к творческой производительности. Именно эти качества, определяют готовность детей
к успешной учебной деятельности в школе.
Дети.
Положительная динамика в развитии
интереса к музыке;
Обогащение музыкальной субкультуры;
Развитие желания и стремления
использовать музыку в
повседневной деятельности;
Развитие самостоятельной музыкальной деятельности.
Родители.
Повышение интереса к музыкальной деятельности
детей у родителей;
Интерес к проблеме
отбора песенного репертуара для ребенка.
Стремление к созданию дома музыкально – обогащенной среды.
Педагоги.
Понимание необходимости сотрудничества в
решении общих задач музыкального
развития детей.
Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей у педагога.
Творческий подход к проектированию музыкально – обогащенной
развивающей среды.
Музыкальный
руководитель.
Помощь педагогу в подборе музыкального репертуара для
организации режимных моментов и организации ООД.
Музыкальная
среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в
этой среде. От компетентности
взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям
зависит, станет ли эта среда
развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей
деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий