Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты,
значение их использования на музыкальных занятиях
Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной
музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в
звуках не надо ничего специально знать и уметь. Музыкальные инструменты очень
притягивают внимание детей, и они хотят играть сами, дети познают мир через
игру, поэтому надо им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые
простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки,
колокольчики.
Шумовые инструменты- это самое
привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее
доступны детям начиная с самого раннего возраста. Как известно, разнообразие
шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль,
да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и
необычность инструмента –главное, что определяет интерес к нему и желание взять
его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то,
что они могут сами, без чьей- либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость
самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций
являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить:
- треугольники,
- бубенцы
и колокольчики,
- браслеты
с ними,
- пальчиковые
тарелочки,
- бубны и
тамбурины,
- деревянные
коробочки,
- маракасы,
- ручные
барабаны,
- литавры,
- ручные
тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого
народа.
Это самые древние инструменты,
пришедшие к нам из глубины веков. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и
металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами.
Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при
жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами
оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой
театральности. Мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им
система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский,
Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети.
Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных
для этой цели орфовских инструментах. Орфовские инструменты являются скорее
аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское
пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их
способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают
детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким
образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от
способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле
может быть найдена подходящая роль. Обязательным является использование на всех
ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты
позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих
инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра».
Идея использовать в работе с
детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и
мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками
в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят
творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игровое
исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве:
- посудный
оркестр на кухне,
- деревянные
кубики и мебель,
- пищалки,
- свистульки,
- бумага,
- связки
ключей,
- мешочек
с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох.
Раздражающие взрослых звуки
доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если
получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых
они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с
одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска. Детский
игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой
инструментальной игры –импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре
всходит солнце –и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично
соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора –дети
голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому
в группе для творческого музицирования будут уместны:
- звенящие
ключи и связки пуговиц,
- стеклянные
стаканы и шуршащая бумага,
- коробочки
с крупой
- и
барабаны из пластиковой банки.
Общеизвестно,
что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших
предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна,
деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки
различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста
неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для
изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:
- Бумага
(целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
- Деревянные
кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
- Коробочки
из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от
йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
- Леска,
нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
- Природные
материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа,
камешки, ракушки;
- Кусочки
пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки,
гайки, кольца и пр.);
- Металлические
банки разных размеров;
- Стеклянные
бутылки и фужеры;
- Пуговицы,
шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски
и многое другое, из чего можно извлечь звуки.
Такие
инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми. Ведь практически все,
что нас окружает, может звучать- а значит доставлять деткам радость.
Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает
изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми
более интересными и плодотворными. Используя самодельные инструменты, дети
лучше понимают, откуда берется звук и легче находят способы звукоподражания
сказочным персонажам, звукам природы, животным. К примеру:
- барабан
–это гремит гром или идет медведь;
- колокольчик
–капли дождя, капель;
- шуршание
бумаги –ветер или падающие листья;
- расческа
–жужжание пчел;
- пластмассовый
стаканчик, если его мять рукой, будет издавать звук сломанной ветки;
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и
исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая
рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается
радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий